Мобильное бизнес-приложение: для кого оно актуально и каким должно быть?

Иван Панасюк, коммерческий директор компании Новый сайт

О том, нужно ли бизнесу помимо сайта еще и мобильное приложение и какое именно оно должно быть, специально для marketing.by рассказал Иван Панасюк, коммерческий директор компании «Новый сайт».

Ни для кого ни секрет, что доля посетителей сайта с мобильных устройств в Беларуси в зависимости от специфики бизнеса уже сегодня составляет от 20% до 40% – и эта цифра постоянно растет. А это означает, что бизнесу давно пора задуматься об этой категории клиентов.

Мобильная разработка сегодня – одна из самых модных и интенсивно развивающихся отраслей. Читая про примеры нашумевших приложений для смартфонов, мало какой маркетолог или менеджер остается безразличным, а самые активные обязательно примеривают чужой опыт к своей компании. И как с любым бизнес-инструментом, здесь нужно понимать особенности мобильных приложений, их достоинства и недостатки прежде, чем планировать разработку и продвижение. Актуальная мировая статистика говорит о том, что более 60% мобильных приложений сегодня не окупаются. Более того, рассматривая рынок стран СНГ, можно сделать предположение, что здесь данная цифра будет еще выше.

Сегодня я хочу подробнее остановиться на приложениях, которые действительно позволяют решать те же бизнес-задачи, что и корпоративные сайты компаний или интернет-магазины, а порой даже заменяют их. Такие продукты можно разделить на промо-приложения и сервисные приложения для решения бизнес-задач (приложения m-commerce и бизнес-сервисы).

мобильное приложение для бизнеса

Промо-приложения – это небольшие приложения развлекательного характера или несущие отвлеченную от основного бизнеса пользу, благодаря которым компания косвенно продвигает свой бренд или конкретный вид продукции. Несмотря на сравнительно небольшую стоимость разработки таких инструментов, сегодня белорусским компаниям невыгодно вкладывать в деньги в это направление. Такие приложения могут продемонстрировать эффективность только в отложенной перспективе, в достаточно отдаленном будущем. Этот вид подходит для действительно крупных компаний и мировых брендов – например, для Nivea, которая с помощью приложения для родителей NIVEA Protege продвигала свои средства для загара.

Сервисные приложения для решения конкретных бизнес-задач стоят дороже.

Можно выделить ряд случаев, когда разработка такого приложения действительно эффективна для компании, а порой даже заменяет сайт.

В первую очередь, это виды бизнеса, услугами которых клиент пользуется достаточно часто и которые завязаны на географию пользователя. Самый яркий пример – службы такси. Если у такой компании качественное мобильное приложение – сайт попросту не нужен: достаточно простой страницы с названием компании, списком услуг и ссылкой на приложение. В таких случаях приложение позволяет решить ряд задач:

  • пользователю нет нужды с телефона открывать сайт и заполнять с небольшого экрана какие-то поля или дозваниваться оператору,

  • бизнесу нет нужды поддерживать сразу два инструмента – и сайт, и приложение,

  • кроме того, сразу через приложение можно реализовывать программы лояльности (что особенно актуально в подобных видах деятельности).

  • К этой же категории – частое потребление услуг и высокая лояльность постоянных клиентов – можно отнести, например, и службы заказа еды с доставкой.

Во-вторых, существуют виды бизнеса, для которых мобильное приложение – это не прихоть, а объективная необходимость. Сегодня это относится, например, к банковской деятельности: любой серьезный банк разрабатывает мобильные сервисы не только для частных лиц, но и для бизнеса, потому что это востребовано клиентами, а значит – и банками.

Такие приложения пока тоже мало распространены, но следует отметить, что это нормально. Хуже, когда бизнес «загорается» идеей мобильного приложения, не имея четкого понимания, для чего оно нужно компании или ее клиентам, не ставя конкретных целей и метрик, и не зная, как и зачем его продвигать. В итоге зачастую получается бесполезное приложение, которое никому не нужно – а значит, деньги, которые могли принести пользу бизнесу, потрачены зря.

мобильное приложение для бизнеса

У нас иногда интересуются, будет ли дешевле разработать сначала тестовое приложение, а только спустя время запустить полноценное приложение, с учетом собранной статистики. Это не лучший вариант разработки бизнес-приложения: во-первых, вы потратите ресурсы для продвижения сырого продукта – то есть для получения низких оценок и негативных отзывов?

Во-вторых, как говорится «первое впечатление нельзя произвести два раза». Если клиенты скачают ваше приложение, разочаруются и удалят – вряд ли вы сможете потом уговорить их на повторную установку, даже если полностью переработаете приложение. Что касается собранной статистики: ее нельзя распространить ни на что, кроме пилотной версии приложения. К сожалению, здесь неприменима схема поэтапной разработки, как это часто практикуется в крупных веб-проектах.

Самое главное, о чем не стоит забывать компаниям, которые планируют запускать свое приложение: на запуске инвестиции не заканчиваются. Чтобы приложение устанавливали, потребуется его продвижение. В мобильных технологиях, конечно, свои особенности, но принципы очень схожи с продвижением сайтов. В течение года, например, инвестиции в трафик порой заметно превышают стоимость собственно разработки. И здесь мы возвращаемся к вопросу: а будет ли приложение эффективным и окупаемым для отдельно взятой компании?

Если сделать краткие выводы, то:

  • как и в работе с любым другим инструментом, бизнесу необходимо сразу понимать цели и задачи, которые может решать приложение, и оценивать их актуальность;

  • не всем видам бизнеса есть смысл тратить серьезные деньги на хорошее приложение, а на плохое – нет смысла тратить деньги никому;

  • готовое приложение – это только начало работы: его нужно продвигать примерно так же, как и сайт, следить за его работоспособностью и постоянно улучшать, чтобы пользователи были довольны.
Оригинал статьи