«Новый Сайт» на конференции «Деловой интернет`2007»

Спич-текст Алексея Шоркина, озвученный на конференции «Деловой Интернет'2007»
Консалтинговый подход в веб-разработках

Консалтинг – профессиональный сервис по анализу и оптимизации бизнеса с использованием определенной методологии и IT-инструментов. Цель консалтинга – повышение бизнес-эффекта веб-разработок. Рассмотрим использование опыта крупных IT-проектов в небольших веб-проектах.

Принципы бизнес-консалтинга для крупных IT и небольших веб-IT серьезно различаются между собой.

Принципы «большого IT», использующего бизнес-консалтинг заключаются в выявлении проблемных областей и исследования бизнес-процессов, создании плана реинженеринга бизнес-процесса с учетом возможностей IT-решения конкретного вендора, конфигурирования IT-решения и интеграция в существующий ландшафт, а также поставка решения, тестовая, а затем продуктивная эксплуатация, плюс интеграционное развитие внедренного решения.

Плюсов «большого IT» меньше, чем минусов:

  • Бизнес-ориентация и покрытие потребностей конкретного предприятия
  • Учет отраслевой специфики
  • Использование стабильного и многократного проверенного бизнес-решения
  • Контроль ввода в эксплуатацию
  • Дальнейшее развитие


Из минусов можно выделить следующее:

  • Большие сроки исполнения (в среднем от одного года)
  • Высокая стоимость проекта (достигается, главным образом, за счет лицензий на рабочие места и работа внедренцев)
  • Сопротивление при изменении модели работы предприятия (последствия «несгибаемого» стержня IT-решения конкретного разработчика)


Что касается принципов «малого веб-IT», то в данной отрасли процветает классическая схема веб-разработок. Разработка корпоративного сайта, например. В принципах небольшого веб- IT используется проектирование (зачастую просто выбор набора модулей), разработка дизайна, сборка на CMS, наполнение контентом, который предоставляет клиент и, собственно, поставка ???

Положительные стороны «малого веб-IT» заключаются в быстрых сроках исполнения заказа. Скорость достигается путем узости решаемых задач в большинстве проектов. Также положительным аспектом является унификация сборки на стандартных модулях СMS. Клиентов устраивает небольшая цена, которая возникает благодаря тому, что чаще всего и вендером и поставщиком является одна и та же компания. К плюсом можно отнести и практически полную поставку нового бизнес-процесса, ведь легче возвести новое здание, например, чем реконструировать и переделывать плохо построенное ранее. Но минусы в небольших веб-IT также есть:

  • Производственная ориентация и объективная «молодость» отрасли – отсутствие понимания сути бизнеса у менеджеров проектов.
  • Стандартизированность решений и неглубокий подход.
  • Быстрые сроки, «конвеерность».
  • В большинстве случаев налицо отсутствие конфигурирования модулей.
  • Плохо проработанный контент. Сколько раз за историю работы с Интернетом вы сталкивались с шикарно оформленным сайтом, контент которого был весьма низкого качества?
  • «Джин в бутылке» - сайт отдельно от прочих IT-систем = нужно переформулировать!!!
  • Негарантированное внедрение.
  • «Gone with the wind». Нет дальнейшего развития.


Совмещение большого и малого: консалтинговый подход в веб-разработках

Консалтинговый подход в веб-разработках позволяет использовать опыт и серьезность «большого IT» в веб-разработках. Для этого необходимо, во-первых, пересмотреть применение веб-решений в бизнесе заказчика только в маркетинговом ключе, а во-вторых использовать некоторые принципы «большого IT». Схема работы совмещенного консалтинга в веб-разработках следующая: требуется «влезть в шкуру заказчика» (разрабатывается бриф, экспресс-исследование бизнес-потребностей Заказчика, а также анализ сайтов сильных конкурентов); примерка заказчика на имеющиеся Web-инструменты – предложение всех возможных вариантов использования имеющихся Web-решений в существующих бизнесс-процессах компании. Пример: дилерские сайты, Интернет-решения по управлению персоналом, Интернет-порталы; проектирования персонального решения с учетом отраслевой специфики. Разработка дизайна и интерфейсов ( в том числе и нестандартных); сборка на стабильно СMS; конфигурирование и доработка модулей, например – каталог на основе классов и признаков; интеграция в существующий ландшафт (пример: актуализация цен и склада, связь с ситемой управления сбытом и т.д.); наполнение детально проработанным контентом; поставка решения, контроль ввода в эксплуатацию; циклическое развитие внедренного решения.

«Какой эффект даст консалтинговый подход?» – спросите вы. И будете абсолютно правы. Эффект есть. И даже не один. При консалтинговом подходе веб-решения используются для широкого круга бизнес-задач, консалтинговый подход создает глубокую персонализацию решений под конкретное предприятие и гарантированное внедрение, а также высокий коэффициент полезного действия. Консалтинговый подход делает внедренные системы гибкими и интегрированными, плюс дает им возможность дальнейшего развития.

Консалтинговый подход необходим «зрелым» предприятиям, которые готовы к консалтингу, как к сервису. Здесь важны заинтересованные лица, открытость отделов и служб, «зеленый свет» новым проектам и нововведениям. Также предприятиям, внедряющим консалтинговый подход, необходимо влияние предыдущего опыта веб-проектов и IT-проектов, неважно – удачных или нет.

При использовании консалтингового подхода веб-разработки становятся персональным высокоточным оружием – работающим инструментом, интегрированным в бизнес.

Алексей Шоркин
Интернет-агентство «Новый Cайт»
www.newsite.by