Количество онлайн-покупок белорусов растет с каждым годом, но неравномерно

Почти каждый второй белорус совершает покупки онлайн — такие выводы делают актуальные исследования. Так, Deal.by представил данные, что 49% белорусов (а это 4,7 миллиона человек) совершали покупки в интернет-магазинах за 2018 год. В марте 2019 года на конференции E-commerce Day эксперты прогнозировали активный рост белорусского e-commerce. Связывают это с усилением конкуренции среди игроков, что будет стимулировать улучшение качества представляем услуг и рост клиентов соответственно. Если говорить о розничном товарообороте страны, то на долю интернет-торговли сегодня приходится 3%.

Покупки в интернет-магазине

Руководитель Deal.by Максим Маринич рассказал о увеличении конкуренции среди интернет-магазинов. Только за рубежом совершают покупки всего 9% белорусов, в белорусских интернет-магазинах — 24%, а 67% пользуются услугами как зарубежных, так и белорусских интернет-магазинов.

Что касается финансовых затрат, то они возросли на 20% и составили 1,352 млрд рублей. Средний чек в свою очередь упал с 73 рублей до 70 в белорусских интернет-магазинах. На иностранном рынке он наоборот вырос — с 20 до 25 рублей в связи с поднятием месячного барьера (200 евро вместо 22 евро ранее). 

Интересно отметить, что средний чек отличается в зависимости от категории товаров: техника и электроника — порядка 100 рублей, мебель и товары для дома — 90 рублей, одежду, обувь и аксессуары — 40 рублей, товары для детей — 30 рублей.

Покупки в интернет-магазине
Источник: e-data.

Если смотреть на популярность интернет-магазинов разных стран, то распределение идет следующим образом:

  • Китай — 98%.
  • США — 6%,
  • Польша — 5%,
  • Россия — 4%.

Самыми востребованными товарами у белорусов на зарубежном рынке оказались:

  • техника и электроника (27%),
  • затем идут одежда, обувь и аксессуары (26%)
  • косметика и парфюмерия (13%).

Покупки в интернет-магазине

Интересную тенденцию можно заметить в возрастных предпочтениях. Так, иностранные магазины предпочитает более молодая аудитория. Люди моложе 25 лет составляют 27% от тех, кто делает заказы только на зарубежных площадках. С другой стороны, те 29%, кто совершает покупки только в отечественных онлайн-магазинах, старше 40 лет.

Выделяются и территориальные показатели: Минск и Минская область лидирует в онлайн-покупках в сравнении с другими регионами (37%). На Гродненскую область приходится всего лишь 22% пользователей, которые совершают покупки в интернете.

Еще немного интересных тенденций интернет-торговли, отмеченных исследователями:

  • роль рекламы в социальных сетях: 17% пользователей совершили покупку после того, как увидели рекламу;
  • рост востребованности курьерской доставки и самовывоза: бесплатная доставка (почтовое отделение — 34%, курьер — 29% и самовывоз — 16%) более популярна, нежели платная (курьером — 11%, отделение почты — 10%);
  • увеличение спроса на повседневные товары — продукты питания, товары для детей и животных;
  • оформление заказа с помощью мобильного телефона происходит чаще, нежели с ПК (40% — мобильные приложения, 35% — компьютеры, 24% — сайты на мобильных устройствах).
Почему белорусы отдают предпочтения иностранным площадкам? Основными аргументами стали более низкая стоимость товаров (считает 83%) и широкий ассортимент (39%).

«Уровень доверия иностранцам выше — из-за этого 17% предпочитают их, так как на том же AliExpress налажена система арбитража, когда потребитель может оспорить покупку по причине того, что она либо не дошла, либо товар некачественен, и площадка возвращает деньги», — подчеркнул Максим Маринич. По его мнению, белорусским интернет-магазинам не стоит забывать об уровне сервиса, который они предоставляют своим клиентам.

Начальник управления организации торговли и услуг МАРТ Виолетта Березовская сообщила о намерениях министерства усилить защиту потребителей при покупках в интернете.

Это связано, в первую очередь, с тем, какой способ оплаты предпочитают покупатели — предоплата, оплата по факты получения или, так называемая, безопасная сделка. Самый востребованный способ оплаты — по факту получения (62%). На втором месте по популярности — безопасная сделка. Она заключается в том, что продавец получает деньги только после подтверждения покупателя о получении товара. Интернет-магазин здесь выступает как посредник, который переводит деньги только при завершении удачной сделки. Закон «О платежных системах и платежных услугах в Республике Беларусь» (на рассмотрении) даст возможность осуществления платежей в пользу третьих лиц. Предоплата как способ совершения покупки используется заметно реже (14% — при полной, и 4% — частичной).

Представитель МАРТ призывает белорусов совершать покупки на отечественных сервисах, так как внутри страны покупатели защищены лучше. Виолетта Березовская гарантирует, что все вопросы по защите прав потребителей они решают: «Все через корзину, где будет сохраняться история платежей, покупок, отказов, доставки. Если продавец указал, что товар есть, но его не привезли — это уже нарушение. Это недостоверная информация на сайте, то есть покупателя ввели в заблуждение. Все это покупателю можно будет отследить и защитить свои права, вернуть деньги».

Почему бизнесу важно знать о подобных исследованиях?

  • Во-первых, это помогает понимать общее состояние рынка;
  • во-вторых, особенно в сравнении с прошлыми годами, появляется понимание перспективы — куда все движется;
  • в-третьих, компании могут лучше понять собственного покупателя и настроить / доработать собственные инструменты для увеличения продаж и удержания клиентов.
Так, например, очевидно, что ключевые функции в интернет-магазинах одинаковые, но при этом строительный супермаркет будет отличаться от магазина косметики.