Внутренний проект-менеджер: какую роль играет внутренний ПМ? Часть 1

Конечно, сайт — далеко не единственный бизнес-инструмент компании: всегда есть менеджеры, офисы, мероприятия, сообщество, клиенты (с сарафанным радио), рейтинги, социальные сети, контекстная реклама и много другое. Но при этом сайт — важнейшая «посадочная площадка» для клиентов, партнеров, поставщиков (хороший сайт может быть полезен даже сотрудникам — если компания крупная и активная). А в случае e-commerce — это вообще «сердце» бизнеса.

Продукт внутреннего проект-менеджера — эффективный, результативный сайт. И даже не важно, к какому именно отделу припишут такого специалиста: к маркетингу, ИТ или продажам. Главное — чтобы напрямую он подчинялся руководству компании: только в этом случае не будет перекосов при разработке и развитии сайта, когда учитываются пожелания только одного подразделения.

Чем крупнее компания, чем важнее сайт как бизнес-инструмент — тем шире задачи проект-менеджера:

  • Ведение всей документации, координация договорной работы. Конечно, договора должен проверять юрист, но именно ПМ знает, у какого хостера лежит сайт, когда нужно продлять домен, какой разработчик обеспечивает техническую поддержку и на каких условиях.

  • Сбор и анализ бизнес-требований к доработкам сайта. Когда каждый отдел хочет для своих задач забрать половину главной страницы, ничего хорошего из сайта не выйдет. Каждое пожелание должно оцениваться с точки зрения целей и задач сайта и бизнеса в целом — и только потом решается, можно ли реализовать, как, где и в каком приоритете.

  • Постановка задач подрядчикам (компании или программистам, дизайнерам, фотографам, другим сотрудникам) и контроль их выполнения. Здесь важно не только выбрать ответственного, но и корректно поставить задачу, обсудить (при необходимости) детали ее выполнения, а также проконтролировать результат. Приемка выполненных задач — тоже важный этап работы ПМ: все ли работает так, как надо, соответствует ли решение поставленной задаче, не нужно ли что-то откорректировать? 

К примеру, «Сделать яркий баннер» может означать: более насыщенные оттенки на визуале, более креативное фото, коллаж вместо фото, больше шрифт заголовка баннера, крупнее и заметнее кнопка действия на баннере, больше блок с баннерами, анимация или видео вместо статической картинки и в таком же духе еще множество вариантов. Соответственно каждый из этих пунктов подразумевает разный объем задач и работу соответствующих специалистов (дизайнер, верстальщик, возможно программист).

  • Оперативное обновление информации на сайте: новости, статьи, изменение состава сотрудников, добавление новых направлений и удаление старых. Сюда же можно отнести работу с подрядчиками: seo-специалисту нужно изменить мета-теги для продвижения по новому направлению, а специалист по контекстной рекламе просит создать посадочную страницу под конкретное рекламное объявление.

  • Контроль доступа для разных сотрудников. В крупных компаниях за заполнение некоторых разделов могут отвечать напрямую сотрудники отделов. Именно ПМ следит за выдачей доступа и его настройками, обучает сотрудников работе с сайтом (внесение информации, удаление, редактура, загрузка файлов). Заодно внутренний проект-менеджер контролирует результаты этой работы (отсутствие 10 разных цветов в шрифтах, выделение жирным там, где это не нужно по общей стилистике сайта, и прочие детали).

  • Промежуточные согласования. Если дизайнер рисует баннер для какой-то акции или целого направления, может понадобиться согласование с менеджером этого отдела, чтобы избежать неприятных ситуаций.

Ситуации могут быть непредсказуемыми: бренд обновил логотип, а на баннер попал старый визуал. Или изображение с фотобанка сделано в фитнес-клубе конкурентов, просто это нигде не подписано, но посетители обоих залов легко догадаются.

  • Настройка и анализ статистики сайта, доступы к ней для подрядчиков. Статистика нужна всегда, а если кто-то говорит, что нет, то в будущем обязательно случится ситуация, когда данные вдруг понадобятся, но никто не догадался настроить счетчик и собирать информацию. Даже если сайт только запускается, на нем уже должны стоять Google Analytics и/или Яндекс.Метрика (большинство компаний ставят сразу оба счетчика, так как в каждом из них есть полезные функции, а также для сравнения их между собой). Данные из статистики полезны для самого проект-менеджера (изучать поведение пользователей на сайте, искать «слабые звенья», планировать доработки), для специалистов по контекстной/таргетированной рекламе, для seo-специалистов.

Количество обязанностей, которые мы выделили, в очередной раз подтверждает — внутренний проект-менеджер просто необходим. Напомним, что в прошлой статье мы рассматривали цену ошибки, если у компании нет своего проект-менеджера. А какие полномочия должны быть у столь ценного сотрудника для его эффективной работы, мы расскажем уже в следующей статье.