Внутренний проект-менеджер: необходимые знания, навыки, качества и как искать идеального ПМа.

До недавнего времени такой специальности вообще не существовало в образовательных учреждениях. Но реальность любых онлайн-технологий — это активное развитие: буквально каждый день появляются новые тренды, технологии, инструменты, исследования пользователей. Поэтому у ПМа может быть абсолютно любое основное образование: гуманитарное, техническое, экономическое — ведь здесь важен именно опыт, который он сегодня получил в процессе работы.

По уровню опыта ПМов можно разделить на две ключевые категории:

  • опыт в компании-разработчике: такой опыт больше нигде не получить, даже если проработал ПМом всего год. Разные проекты, всевозможные способы решения актуальных задач, большой охват отраслей, работа с профессиональными разработчиками;

  • опыт в отраслевой компании. Здесь меньше технологического опыта и охвата, зато лучше понимание внутренних процессов в компаниях, глубокая работа по достижению поставленных целей и решения конкретных бизнес-задач.

Сейчас распространена ситуация, когда у специалиста может не быть непосредственного опыта ПМа (ведь ПМы нужны, но их негде взять). В этом случае важен и косвенный опыт, и личные качества сотрудника:

  • работа в близких сферах: маркетинг, реклама, онлайн-СМИ;

  • работа с сайтами: по сути — даже неважно, с какими именно. Личный блог — прекрасная демонстрация личного проекта! Работа с сайтом школы, университета, кружка — любой опыт будет полезен;

  • ответственность и инициативность сложно проверить «вживую», но это видно по резюме: чем занимается человек, как активно развивает свои же идеи, предлагает улучшения;

  • дополнительные знания и умения по смежным сферам: написание статей/новостей, юзабилити, SEO, контекстная реклама и другие онлайн-активности. Многие из них перекликаются с работой сайтов или функционируют по аналогичным принципам, поэтому подобный опыт будущему ПМу обязательно пригодится.   

Можно ли вырастить ПМа внутри компании: в каких случаях это имеет смысл, когда это возможно и что для этого нужно сделать?

ПМ со стороны заказчика — это работа на границе двух сфер: функционирование сайта и бизнес самой компании. Поэтому некоторые компании на должность ПМа назначают опытного коллегу, который прекрасно понимает отрасль и клиентов и при этом неплохо подкован технически. 

«Растить» ПМа внутри компании удобно и выгодно, если:

а) компания достаточно большая;

б) сфера очень специфическая — и проще объяснить текущему сотруднику принципы работы сайтов, чем потратить много времени на погружение новичка в специфику бизнеса;

в) у бизнеса большие планы по активному развития онлайн-направления и текущий ПМ в будущем может стать руководителем нового подразделения.

В зависимости от того, кого выбрали на роль ПМа, компании необходимо спланировать его развитие:

  • Если ПМ — это опытный специалист со стороны, очень важно не просто поставить ему задачу на работу с сайтом, но и ввести его в курс дела. Чтобы разрабатывать эффективный сайт, нужно понимать бизнес-процессы самой компании, особенности целевой аудитории и стратегические цели бизнеса.

  • Если ПМ — это назначенный сотрудник компании, важно «подтянуть» его технически. Курсы по работе с выбранной CMS (системой управления сайтом), семинары и мастер-классы по конкретным направлениям разработки, в которых специалисту пока не хватает знаний (юзабилити, SEO, интеграция с внутренними системами и CRM, проект-менеджмент в целом).

Таким образом, достаточно потратить не так много времени и усилий для выбора и подготовки внутреннего проект-менеджера, чтобы потом не пришлось тратить вдвое больше из-за его отсутствия.