Внутренний проект-менеджер: зачем заказчику нужен свой ПМ?

Прошли те времена, когда была актуальна поговорка «‎Если вас нет в интернете, значит, вас нет в бизнесе»‎. Сайт уже давно не просто визитка, а эффективный инструмент для большинства видов бизнеса. В некоторых сферах (например, в e-commerce) это практически суть всего бизнеса. И если разработчиков сайтов сегодня много (так много, что актуальны рейтинги и конкурсы), то профессиональных проект-менеджеров со стороны заказчика пока совсем мало. Чтобы избежать путаницы в статье, будем называть их внутренними проект-менеджерами (в отличие от внешних проект-менеджеров, которые работают со стороны подрядчиков).

Что же это за человек, который сможет обеспечить эффективную разработку сайта? Спланировать и реализовать развитие корпоративного сайта, который будет приносить пользу бизнесу? Наладить все внешние и внутренние процессы, связанные с сайтом?

За 15 лет наша команда сотрудничала с компаниями разных размеров из разных отраслей. Нам довелось работать, кажется, во всех возможных ситуациях: с внутренним проект-менеджером и без него вообще, с руководителями в роли ПМ и с целыми комиссиями. Все описанные примеры взяты из жизни, имена и названия изменены.

 «Цена ошибки»: что происходит, если такого человека в компании нет.

В зависимости от размера компании и особенностей проекта это может быть целый  «букет» проблем:

  • решения по сайту принимаются коллегиально: то есть рабочей комиссией, в которой никто на самом деле не разбирается в работе сайта, особенностях веб-разработки или интернет-маркетинге. Кроме того, такие процессы всегда сильно растянуты по времени, так как комиссия хочет, чтобы решение устраивало всех, а так бывает очень редко. Особенно болезненно это сказывается согласовании дизайна: не бывает такого макета, который бы устраивал всех вообще. А еще печальнее, если в комиссии есть люди, которые просто не могут сказать «согласовано», а чувствуют необходимость покритиковать, чтобы выглядеть авторитетно.

  • у лиц, принимающих решение, недостаточно знаний и компетенций: решения по сайту может принимать комиссия или случайно выбранный сотрудник. Часто это системный администратор («потому что айтишник») или секретарь («она все знает и часто сидит без дела»). Такие люди не могут оценить объем задачи, важность и приоритетность доработок, даже просто сформулировать цель для них бывает сложно. И в этом нет их вины — это не их профессиональная сфера.

  • отсутствие единых, понятных целей и задач: в компании каждый сотрудник может считать, что сайт должен решать именно его задачи, не учитывая глобальные цели бизнеса или особенности целевой аудитории. Если это e-commerce, то, к сожалению, распространена ситуация, когда каждая система работает сама по себе, а для интернет-магазина требуется их полная интеграция и синхронизация.

  • отсутствие понимания о состоянии проекта и необходимых работах: кто и что на сайте делает? Как? Нужно ли что-то дорабатывать и что именно? И еще десяток аналогичных вопросов

  • проект в стадии «полуживой»: новости давно не добавлялись, из списка сотрудников половина уже не работает в компании, оборудование указано старое — и хорошо, если контакты остались те же. Актуально это бывает и для интернет-магазинов или B2B-площадок — особенно в случаях, когда не настроена интеграция систем. В этом случае все товары добавляются/удаляются людьми, которые часто «забивают» на сайт, потому что это не их основная обязанность.

  • отсутствие систематизированной информации о самом сайте: где и когда оплачивался хостинг и как его продлить, где оплачивался домен и когда истекает его срок, кто указан как контактное лицо компании и на какую почту приходят уведомления, какая стоит система, где от нее пароль администратора, у кого есть доступы и к чему, интегрируются ли заявки с сайта с CRM и как именно. В этой ситуации если сайт «ляжет» (даже неважно, по какой причине) — уйдет очень много времени на то, чтобы понять, в чем же причина, что делать и как восстановить его работу, а потом — на поиски людей, которые смогут это сделать.

Даже если компания решит назначить на роль внутреннего проект-менеджера профессионала, тому придется потратить очень много времени и сил на восстановление и систематизацию всей этой информации. 

Самая высокая цена, которую «платит» компания, если у нее нет внутреннего проект-менеджера, отвечающего за работу сайта: сайт существует только для того, чтобы быть, а не решать бизнес-задачи и приносить компании пользу.

Надеемся, мы убедили вас в том, что внутренний проект-менеджер важен в первую очередь для самого клиента.  А то, какие же обязанности должны входить в компетенцию такого значимого сотрудника, — мы расскажем в нашей следующей статье.