Автоматизация бизнеса и самые узнаваемые CRM-системы в Беларуси
Немного об исследовании
Проводила компания SATIO, которая входит в состав крупнейшего в Восточной Европе независимого консалтингового холдинга Civitta group.
Сроки проведения: с 25 марта по 28 апреля 2021 года.
Место проведения: города с населением свыше 100.000 человек.
Респонденты: руководители компаний или их подразделений, 1.000 коммерческих предприятий, разные сферы бизнеса.
Региональные показатели
В лидерах по уровню автоматизации оказались Минская область (76%) и Минск, в котором 65% компаний выбирают готовое ПО. На втором месте Гродненская и Брестская области, где зафиксировано 70%, в Витебской и Гомельской — 66%, в Могилевской — 63%. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что регионы пока медленнее внедряют CRM-системы.
Отраслевые показатели
На первом месте по автоматизации идут ИТ-компании (83%), далее e-commerce (77%), оптовая торговля (76%) и производство (75%). Что касается наименее автоматизированных сфер, то здесь можно выделить недвижимость, образование и консалтинг.
Список задач, которые компании выполняют с помощью технологий, довольно разнообразный. Однако можно отследить закономерность: чем крупнее предприятие, тем чаще (в полтора раза) оно использует возможности цифровых технологий.
В первую очередь это хранение информации (70%), документооборот (52%), отчетность (35%). Более 20% применяют в своем бизнесе более продвинутые инструменты: чат-боты, ip-телефония и бизнес-аналитика.
- Производство и обрабатывающая промышленность, n=285
- Строительство, n=117
- Информационные технологии, компьютерные услуги , n=72
- Логистика, организация перевозок, n=39
- Розничная торговля, n=205
- E-commerce, n=40
- Образование, консалтинг, n=33
- Финансовая деятельность, банки, страхование, n=36
- Операции с недвижимостью, n=31
- Автоцентры и сервисные станции, n=63
- Оптовая торговля, n=178
- Медицинские услуги, n=33
Было (2019) и стало (2021)
Использование учетных программ снизилось с 55% до 45%, в то время как использование самописного софта выросло с 6% до 9%. А вот профессиональные CRM отметились наибольшим приростом, целых 60% — и в общей сложности получили 16%.
Вырос и показатель осведомленности белорусских компаний о CRM и ее возможностях — сейчас это уже половина компаний, что на 62% больше, чем в 2019 году. Отмечают удобство CRM как топ-менеджеры, так и рядовые сотрудники.
А самой используемой и узнаваемой системой является «Битрикс24», которая занимает целых 56% рынка в Беларуси. На вопрос «Какие CRM вы знаете?» 27% спонтанно назвали «Битрикс24» (что опережает ближайшего конкурента почти в 4 раза), а при выборе из списка эта CRM показала 51%.
Наиболее популярные функции CRM:
Различия можно увидеть и в оценке эффективности влияния CRM на бизнес: в 2019 году оценка составила всего 4,3 балла, а сегодня это уже 7,3 балла (по 10-балльной шкале).
Преимущества внедрения, которые отметили предприниматели, включают в себя легкость планирования задач и управления, увеличение производительности сотрудников и скорости работы с клиентами.
В целом, эффективность внедрения будет зависеть не только от заинтересованности собственника (хотя это самый важный фактор), но также и от персонала, и наличия техподдержки.
«Исследование показало, что за полтора года изменились критерии выбора инструментов цифровизации. Внедряя технологичное решение, бизнес обращает внимание и на управление процессами, и на рост эффективности сотрудников, — комментирует Полина Ганкович, директор компании «1С-Битрикс» и онлайн-сервиса «Битрикс24» в Беларуси. — Из компаний, которые внедрили CRM-системы, 52% сделали это в течение трех последних лет, 27% — с момента начала пандемии. Мы считаем, что это результат доказанной полезности сервисов автоматизации для бизнеса».
Если у вас есть вопросы по внедрению CRM-системы, оставьте нам свою заявку — и мы обязательно с вами свяжемся.