
Внутренний проект-менеджер: необходимые знания, навыки, качества и как искать идеального ПМа.
По уровню опыта ПМов можно разделить на две ключевые категории:
-
опыт в компании-разработчике: такой опыт больше нигде не получить, даже если проработал ПМом всего год. Разные проекты, всевозможные способы решения актуальных задач, большой охват отраслей, работа с профессиональными разработчиками;
-
опыт в отраслевой компании. Здесь меньше технологического опыта и охвата, зато лучше понимание внутренних процессов в компаниях, глубокая работа по достижению поставленных целей и решения конкретных бизнес-задач.
Сейчас распространена ситуация, когда у специалиста может не быть непосредственного опыта ПМа (ведь ПМы нужны, но их негде взять). В этом случае важен и косвенный опыт, и личные качества сотрудника:
-
работа в близких сферах: маркетинг, реклама, онлайн-СМИ;
-
работа с сайтами: по сути — даже неважно, с какими именно. Личный блог — прекрасная демонстрация личного проекта! Работа с сайтом школы, университета, кружка — любой опыт будет полезен;
-
ответственность и инициативность сложно проверить «вживую», но это видно по резюме: чем занимается человек, как активно развивает свои же идеи, предлагает улучшения;
-
дополнительные знания и умения по смежным сферам: написание статей/новостей, юзабилити, SEO, контекстная реклама и другие онлайн-активности. Многие из них перекликаются с работой сайтов или функционируют по аналогичным принципам, поэтому подобный опыт будущему ПМу обязательно пригодится.
Можно ли вырастить ПМа внутри компании: в каких случаях это имеет смысл, когда это возможно и что для этого нужно сделать?
ПМ со стороны заказчика — это работа на границе двух сфер: функционирование сайта и бизнес самой компании. Поэтому некоторые компании на должность ПМа назначают опытного коллегу, который прекрасно понимает отрасль и клиентов и при этом неплохо подкован технически.
«Растить» ПМа внутри компании удобно и выгодно, если:
Наиболее популярные функции CRM:
В зависимости от того, кого выбрали на роль ПМа, компании необходимо спланировать его развитие:
-
Если ПМ — это опытный специалист со стороны, очень важно не просто поставить ему задачу на работу с сайтом, но и ввести его в курс дела. Чтобы разрабатывать эффективный сайт, нужно понимать бизнес-процессы самой компании, особенности целевой аудитории и стратегические цели бизнеса.
-
Если ПМ — это назначенный сотрудник компании, важно «подтянуть» его технически. Курсы по работе с выбранной CMS (системой управления сайтом), семинары и мастер-классы по конкретным направлениям разработки, в которых специалисту пока не хватает знаний (юзабилити, SEO, интеграция с внутренними системами и CRM, проект-менеджмент в целом).
Таким образом, достаточно потратить не так много времени и усилий для выбора и подготовки внутреннего проект-менеджера, чтобы потом не пришлось тратить вдвое больше из-за его отсутствия.